В России резко возросло число жалоб на коллекторов

26 июля 2017 г. 9:42 Ссылка на источник

С января по июнь этого года количество жалоб россиян на взыскателей долгов увеличилось на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) за минувшее полугодие поступило 2,5 тысячи обращений, причем половина из них пришлась на десять регионов.

Первые три места рейтинга заняли Москва (14,21%), Санкт-Петербург (8,65%) и Подмосковье (6%), уточняют "Известия". Замыкают первую десятку Ростовская (2,82%) и Свердловская (2,34%) области и Башкортостан (2,26%). Председатель контрольного комитета НАПКА, генеральный директор компании "АктивБизнесКоллекшн" Дмитрий Теплицкий объясняет увеличение количества жалоб тем, что должники всё более активно пользуются правами, которые дает им 230-ФЗ о защите прав заемщиков.

По словам эксперта, значительная часть претензий связана с различным толкованием закона. Он также отметил, что должники нередко злоупотребляют своим правом и безосновательно обращаются в контролирующие органы, пытаясь таким образом затянуть процесс взыскания. "После обращения должника в ФССП и в суд коллекторское агентство должно разбираться с претензиями, формировать дело. Такое отвлечение ресурсов приводит к тому, что с должником несколько месяцев не работают", - пояснил он.

При этом и сами коллекторы допускают немало злоупотреблений, отмечает издание. Самыми грубыми методами возврата задолженности отличились коллекторы в Республике Крым, которая возглавила рейтинг НАПКА по так называемым хард-жалобам, то есть связанным с некорректным общением, угрозами и другими грубыми нарушениями закона. Доля "тяжелых" жалоб здесь превышает 33% от общего числа поступивших обращений. На втором месте оказалась Костромская область (30%), а на третьем - Мордовия (27,27%). Эксперты объясняют такую ситуацию особенностями рынка взыскания в регионах и эффективностью работы полицейских.

Закон о коллекторской деятельности вступил в силу с 1 января 2017 года. Его не удавалось принять в течение нескольких лет. Новый закон запрещает коллекторам публиковать данные о должнике в Интернете, звонить им с 10 вечера до 8 утра, скрывать свой номер телефона. Если банк или МФО для взыскания средств с должника хотят привлечь коллектора, они должны уведомить об этом заемщика в течение 30 дней.

Сами коллекторы еще в марте жаловались на падение сборов из-за нового закона о должниках. По словам директора НАПКА Бориса Воронина, в зависимости от качества портфеля сборы просроченных долгов упали на 15-20%.