Банк России утвердил базовые стандарты защиты прав и интересов потребителей услуг брокеров и управляющих

21 декабря 2018 г. 18:08 Ссылка на источник

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры и управляющие – будут обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности, а также о разных видах рисков, связанных с совершением операций на рынке ценных бумаг. Эти и другие требования содержатся в базовых стандартах защиты прав и интересов получателей финансовых услуг в отношении брокеров и управляющих. Они разработаны соответствующими саморегулируемыми организациями и 20 декабря 2018 года утверждены Банком России.

Базовые стандарты устанавливают порядок предоставления информации получателям финансовых услуг. Брокеры и управляющие должны будут разместить в офисах, на интернет-сайте, в личном кабинете клиента и мобильном приложении информацию о лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о членстве в саморегулируемой организации, об оказываемых финансовых услугах и порядке их получения.

Также базовые стандарты устанавливают обязанность брокеров и управляющих предоставлять получателям финансовых услуг декларацию о рисках, связанных с совершением операций на рынке ценных бумаг.

В базовом стандарте в отношении брокеров особое внимание уделено информированию потребителя в случае заключения сделок с использованием программ автоследования, а также приобретения паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов.

Кроме того, стандарты устанавливают требования к порядку рассмотрения обращений и жалоб получателей финансовых услуг: брокер и доверительный управляющий будут обязаны отправить ответ на жалобу в течение 30 календарных дней со дня ее получения.

Важно отметить, что правила предоставления информации и взаимодействия с потребителями распространяются и на деятельность агентов, привлекаемых брокерами или управляющими.

Базовые стандарты будут обязательны для брокеров и управляющих вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации и начнут применяться с 1 декабря 2019 года.

"Еще до введения данных стандартов компания "Финам" по собственной инициативе проанализировала лучшие практики мировых и ответственных компаний в области стандартов обслуживания клиентов на финансовых рынках. В результате чего многие пункты, которые сейчас описаны в базовых стандартах, выпущенных Банком России, уже несколько лет назад были имплементированы во внутренние правила и стандарты брокера "Финам", - отметил Дмитрий Леснов, руководитель управления мониторинга, контроля и развития клиентского сервиса "ФИНАМ".

"В частности, наличие отельного документа для клиента, описывающего риски при инвестировании на финансовых рисках – Декларация о рисках; контроль качества обслуживания клиентов по средствам "контрольных закупок"; размещение важной и необходимой информации для клиентов о наличии лицензий брокера, членстве в СРО, о спектре финансовых услуги доступных для клиентов, адреса службы рекламации и многое другое, - прокомментировал Дмитрий Леснов. - Однако в указанном документе есть ряд новшеств, которые помогают потенциальным клиентам еще лучше ориентироваться в продуктах и услугах во избежание возможных неблагоприятных последствий при инвестировании".